Воскресенье, 19.08.2018, 13:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Отдел культуры администрации Новоорского района
Главная » 2015 » Сентябрь » 28 » Районный семинар "Русская литература - достояние русского народа"
10:35
Районный семинар "Русская литература - достояние русского народа"

        25 сентября   на базе Детской школы искусств п. Новоорск  библиотечно-информационным отделом МБУК МЦКС  был организован и проведён районный семинар-практикум для библиотекарей района                                                                           «Русская литература – достояние русского народа»,                              приуроченный Году литературы и Международному дню музыки.

     Основная цель семинара - пропаганда русской классической литературы как достояния национальной культуры.

     Открыла семинар библиотекарь Кумакской с.б. Тришкина Г.П. докладом   «Классическая литература – копилка культуры, мудрости и опыта», в котором она  подчеркнула роль и значение русской литературы в духовно-нравственном воспитании человека.

      Продолжился семинар обзором краеведческой литературы «Писатели-классики в Оренбургском крае». Библиотекарь Новоорской ЦРБ Старкова Е.В. рассказала собравшимся о связи  выдающихся писателей А.С. Пушкина, С.Т. Аксакова, Г.Р. Державина, В.И. Даля, Н.М. Карамзина, Г.Г. Шевченко, В.А. Жуковского, Л.Н. Толстого с Оренбургской землей, вдохновившей их на великие творения.

      Свой опыт работы по пропаганде творчества писателей-классиков обобщили библиотекари Афанасьева А.С (Горьковская с.б.), Бобина Т.В. ( Новоорская с.б.), Шалабаева К.Т. ( Скалистская с.б.).

      Завершился семинар литературно-музыкальной гостиной «Классическая литература и классическая музыка». Звучали стихи выдающихся русских поэтов, музыкальные произведения классиков Глинки М. И., Чайковского П. И., Мусоргского М. П, Рахманинова С.В., Грибоедова С.А.  в исполнении преподавателей школы искусств п. Новоорск  ( директор Нагдасова С.В.)

    Данный семинар позволил библиотекарям сделать выводы и наметить дальнейшие планы работы с классической литературой на будущий год.

 

 

 

 

     

 

 

 

  

 

 

 

 

 

Классическая литература - копилка культуры, мудрости и опыта!

 

  Все чаще и чаще перед молодым поколением встает вопрос: «Нужно ли современному читателю, читателю 21 века, читать роман Толстого «Война и мир»? Или нужно ли ему читать и знать Пушкина, Лермонтова, Чехова? Есть ли надобность современному читателю в Шекспире, Бальзаке, Стендале? Одним словом, нужно ли читать классику в наше время?

 Что может она дать, чему научить? Может быть, стоит читать только произведения, рассказывающие о жизни в наши дни?

    Чтобы ответить на эти вопросы, для начала, как мне кажется, нужно разобраться - а что такое «классическая литература»? Почему некое количество произведений объединено под этим названием? Почему считается, что классическую литературу обязан читать и знать каждый образованный человек.   

Классическая литература - довольно обширное понятие, поскольку к данному виду относятся произведения разных эпох и жанров. Это общепризнанные произведения, считающиеся образцовыми для эпох, в которые они были написаны.

  «Классическая литература» пытается разобраться в непреходящих вещах, вечных ценностях, которые актуальны во все времена. Именно поэтому, мне думается, она столь ценна. Но тогда возникает другой вопрос – а почему мнение именно этих писателей считается образцовым, верным? Почему именно они, а не другие люди, творившие в это время, могут чему-то научить нас, людей 21 века?

    Наверное, именно «классические» писатели наиболее точно ответили на многие вопросы, волновавшие человечество во все времена. Именно они дали тонкий анализ человеческой природы, психологии, смогли сформулировать основные «законы», по которым всегда существовал человек.

Предметом каждого изучаемого произведения является человек, его жизнь и поведение в разных ситуациях. Как бы далеки ни были события, о которых нам рассказывают Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов, Толстой, Достоевский, нравственные проблемы, поднятые ими в их произведениях, звучат злободневно в наше бурное, сложное время. Велика роль литературных героев.

Положительные  персонажи вызывают уважение, отрицательные заставляют воздержаться от  ошибочных шагов и неверных поступков. Вспомним Андрея Болконского и Пьера Безухова,  Татьяну Ларину и Ольгу, Наташу Ростову и Элен, Печорина и Грушницкого, Гринева и Швабрина. Этот ряд можно продолжать бесконечно.

В «Капитанской дочке» мы находим ответ на вопрос: «Как жить в ладу с самим собой. Жить по законам добра и милосердия».

На примере толстовских героев князя Андрея и Пьера Безухова мы учимся задумываться о смысле жизни.

Изучая «Грозу А. Островского обсуждаем проблему суицида. Почему Катерина бросилась в Волгу и можно ли было ее спасти? (Героиня  оказалась в полном одиночестве: ее никто не поддержал:  ни муж Тихон, ни Борис). А как важна проблема воспитания! Деспотизм в семье приводит к полному безволию Тихона и приспособленчеству Варвары.

Булгаковский роман «Мастер и  Маргарита» заставляет задуматься о наказании за грехи, зло, отступление от добра, истины, Особенно ярко это показано на примере Понтия Пилата, обреченного на муки совести за трусость.

Булгаков выразил в своих второстепенных персонажах пороки людей того времени: жадность, алчность, постоянные аферы, эгоизм, любовь к деньгам, любые средства для их приобретения. Главные герои в своих приключениях общаются с ними, наказывая их за их пороки.

Ленивцу Обломову И. Гончаров противопоставляет деятельного А. Штольца, но симпатии автора явно на стороне Обломова, так как он добр, чист, бескорыстен. «Золотое сердце» называет его друг Андрей. Где истоки этих качеств героя? Детство формирует человека, закладывает нравственный фундамент, жизненные принципы.

 Верности учит Пушкин на примере Татьяны Лариной и Маши Троекуровой.

Что толкнуло Родиона Раскольникова на преступление и каковы его последствия – предмет обсуждения на уроках, посвященных Ф. Достоевскому. (Раскольников, словно ножницами,  отрезал себя от людей: избегает близких -  мать и сестру. А как страшны последствия преступления! «Я себя убил, а не старушонку». Только ли себя? Одно преступление рождает другое, третье…)

Приведенные примеры показывают, как велика роль художественной  классической литературы в духовно-нравственном воспитании молодежи, в формировании идеала. Вечная истина, говорящая о том, что человек перестает мыслить, когда перестает читать, по-моему, является актуальной и в наш такой динамичный и неспокойный ХХІ век. Конечно же, это касается, прежде всего, настоящей классической литературы, проверенной если не веками, то хотя бы десятилетиями. А не широко разрекламированного «чтива», которое и книгой язык не поворачивается назвать.

Нет никаких сомнений относительно того, что нынешний век требует интеллектуально развитых, грамотных людей. Причем, приобретенные ими знания и сведения не должны быть просто набором определенной информации. Ее необходимо осмыслить, проанализировать. Хочется снова обратиться к мудрой мысли, почерпнутой, кстати, из классической литературы. Она гласит, что дабы стать грамотным человеком, нужно прочитать всего несколько книг. Но чтобы их найти, следует прочитать сотни других.

Вывод первый: читать нужно, чтобы уметь мыслить.

Классическая литература – это источник исторических сведений, преподносимых читателю живо и интересно. Благодаря таланту писателя читатель буквально погружается в описываемую эпоху. Тут и бытовые подробности, и одежда, и интерьер, обычаи и традиции. Немного фантазии – и человек оказывается, к примеру, на средневековом рыцарском турнире вместе с благородным Айвенго В. Скотта или на балу девятнадцатого века с героями произведений русских классиков. Конечно, можно сказать, что в современных фильмах и компьютерных играх это можно увидеть своими глазами, не особо напрягаясь. Почувствуйте разницу. Там подается все красиво, но в готовом виде. Книга же заставляет работать воображение человека, перенося его силой слова в конкретную эпоху.

 

Вывод второй: читать нужно, чтобы больше знать и развивать фантазию, образность мышления.

Литература – это его величество Слово, эстетичное, многоликое и прекрасное. К сожалению, в ХХІ веке словесная деградация очень заметна. Это, с моей точки зрения, напрямую связано с чтением, а вернее с нежеланием читать классические произведения. Язык классики сочен, ярок, насыщен образами, а самое главное – это истинный литературный язык, которым должен владеть каждый культурный человек. При постоянном чтении обогащается словарный запас. Пословицы, поговорки, крылатые выражения, словесные образы насыщают речь, делая ее по-настоящему красивой и богатой.

 

Вывод третий: читать нужно, чтобы обогащать свою устную и письменную речь.

Рассуждения не просто о пользе, а о необходимости чтения истинной литературы в веке нынешнем можно продолжить. Но даже то, что сказано, доказывает: « Классическая литература в ХХІ столетии необходима

Читать классику  нужно. Ведь трудно считать человека образованным, если он ни слова не может сказать о шедеврах мировой классической литературы.  Взрослый человек не обязан любить эти книги, но знать и понимать их он должен. Кроме того, классика мягко и ненавязчиво открывает  читателю реальный мир. Психологи считают, что это очень важно для развития и становления личности . Если приглядеться, окажется, что рядом с тобой живет девушка, похожая на Наташу Ростову, и некто, напоминающий Раскольникова. Оказывается, и поступки они совершают похожие… Классика – это отличный способ безболезненно узнать людей, понять их глубинные мотивы

Психологи всего мира рекомендуют обращаться к классической литературе в моменты жизненных трудностей. Книга успокоит, раскроет глаза на ошибочное поведение, покажет пути выхода из сложившейся ситуации.

Рано или поздно, каждый человек придет к классике – отечественной или зарубежной. Это неизбежно. Хорошие книги нужны современному человеку.

Многие взрослые читатели признают, что в возрасте около тридцати лет они

с истинным удовольствием читали классику, хотя в школе не могли прочесть ни страницы. Все дело в том, что с возрастом человек обрастает опытом, совершает массу ошибок, его мировосприятие меняется. Отсюда и иной взгляд на «Анну Каренину» и «Войну и мир».

Классическая литература – это литература на все времена. Она должна стать основой, базой, которая формирует человека, его внутренний мир, морально-нравственные взгляды. Именно поэтому классическая литература изучается в школе. Именно поэтому, на мой взгляд, ее должен читать и перечитывать каждый человек, претендующий на звание Человека.

Чтение классической литературы воздействует на внутренний мир читателя. Даже если книге сто и более лет. Она единственная может поведать об интересных событиях, передать все оттенки переживаний героев, их мысли, точно описать поступки и их причины.  Некоторые произведения могут играть большую роль в жизни общественности, например, известная книга «Хижина дяди Тома» способствовала отмене рабства в Америке. Подобных примеров можно привести огромное количество.

Еще одна причина, которая может стать значимым аргументом в пользу чтения классической литературы – это то, что данные  произведения являются частью интеллектуального и культурного наследия человечества, потерять которые будет просто преступлением. Те радости, удачи, поражения, которые оставили в классике нам предки, не должны стать ненужными.

Творчество известных классиков не знать просто стыдно. Читая классическую литературу, человек становится духовно богаче, и это положительно сказывается в обычной жизни и в воспитании детей. Ведь именно чтение классической литературы может в полной мере дать представление о нравственности или безнравственности. Если же убрать совсем из школьных или вузовских программ изучение подобных произведений, то менталитет народа просто начнет разлагаться. К большому сожалению, нынешние средства массовой информации не дают представления о правильном воспитании. А герои современных мультфильмов, передач или кинофильмов не могут быть примером для подражания. Поэтому, обратимся к старой и доброй классике, которая никогда не потеряет своей актуальности и будем читать классическую литературу.

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 850 | Добавил: Культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Календарь
«  Сентябрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей
Официальные сайты
  • Министерство культуры РФ
  • ФЦП Культура России
  • Информационно-справочные ресурсы Министерства культуры
  • Культурные ценности жертвы войны
  • Сотрудничество Россия-Европа в области культуры
  • Отдел образования администрации Новоорского района
  • Телеканал культура
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright VS © 2018